Документы АОРЛ AMI-2700 (АО "Азимут")

KRLRN

Пользователь
Сообщения
73
Реакции
10
Баллы
8
Адрес
Нур-Султан
Род занятий
СЭРТОС
А какая примерная стоимость данного АОРЛ?
 

VIRGA

Эксперт
Сообщения
1 734
Реакции
293
Баллы
83
Вот и приходит конец сменам на объектах ОРЛ-А, так любимых многими...
В том плане, что шкаф со спецухой, рабочий стол и пункт приема пищи с микроволновкой будет теперь не в КУНГе ОРЛ-А, а где-то в другом месте. Работа РТО без обслуживания человеком (другой разговор в какой форме и в каком объеме) при теперешнем уровне надежности и суммы внешних дестабилизирующих факторов в принципе невозможна. Не надо иллюзий.
 

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
В том плане, что шкаф со спецухой, рабочий стол и пункт приема пищи с микроволновкой будет теперь не в КУНГе ОРЛ-А, а где-то в другом месте. Работа РТО без обслуживания человеком (другой разговор в какой форме и в каком объеме) при теперешнем уровне надежности и суммы внешних дестабилизирующих факторов в принципе невозможна. Не надо иллюзий.
Это понятно, ТО никто не отменял. Оно и сейчас проводится на всех объектах, в том числе на объектах без постоянного присутствия обслуживающего персонала. Я о том, когда у меня на объекте круглосуточно присутствует дежурный техник.
 

VIRGA

Эксперт
Сообщения
1 734
Реакции
293
Баллы
83
Я о том, когда у меня на объекте круглосуточно присутствует дежурный техник.
Ну где-то он должен сидеть ? У нас Лиру-А10 посещает по необходимости ИТР персонал с ОРЛ-Т за десяток километров от аэродрома. Вопрос в расстановке дежурного персонала и способности его принять оперативные меры реагирования. А где он будет сидет - Ваше дело.
 

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
Доброе утро!
А где он будет сидет - Ваше дело.
Это точно. У нас главный механик в здании ВСДП сидит :) А уж нам-то должно на объекте быть.
У нас Лиру-А10 посещает по необходимости ИТР персонал с ОРЛ-Т за десяток километров от аэродрома.
ОРЛ-Т за десяток км от а/д, и ИТП оттуда приезжает на аэродром обслужить "Лиру"? Или "Лира" за 10-к км от а/д? А зачем она там нужна?
 

VIRGA

Эксперт
Сообщения
1 734
Реакции
293
Баллы
83
ОРЛ_Т удалён от аэродрома. 10 км по дороге, 4,5 по прямой.
 

druid

Участник
Сообщения
184
Реакции
21
Баллы
18
Адрес
Нижневартовск
Род занятий
Ведущий инженер РН, РЛ и С
А у нас, АОРЛ-85 при круглосуточном регламенте, с пятью продлениями и наработкой 230000 никто ночью не караулит. В 17.00 дверь на замок и домой. А он один тут бедолага старается, как может.
А я сижу дома и гадаю, вызовут-не вызовут. Так что где то, мечта уже стала былью.
 

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
А у нас, АОРЛ-85 при круглосуточном регламенте, с пятью продлениями и наработкой 230000 никто ночью не караулит. В 17.00 дверь на замок и домой. А он один тут бедолага старается, как может.
А я сижу дома и гадаю, вызовут-не вызовут. Так что где то, мечта уже стала былью.
Именно так было на одном из аэропортов КазССР (КазУ ГА)в конце 80-х начале 90-х годов (когда я там проходил практику), кстати, по рассказам, там так было во все времена. Локатор работал круглосуточно, интенсивность полётов - высокая.
[automerge]1613808550[/automerge]
А у вас кроме локатора ещё какие средства на позиции есть?
 

VIRGA

Эксперт
Сообщения
1 734
Реакции
293
Баллы
83
А у нас, АОРЛ-85 при круглосуточном регламенте, с пятью продлениями и наработкой 230000 никто ночью не караулит. В 17.00 дверь на замок и домой. А он один тут бедолага старается, как может.
А я сижу дома и гадаю, вызовут-не вызовут. Так что где то, мечта уже стала былью.
И как часто вызывали (раз в год, раз в неделю.....)?
 

druid

Участник
Сообщения
184
Реакции
21
Баллы
18
Адрес
Нижневартовск
Род занятий
Ведущий инженер РН, РЛ и С
А у вас кроме локатора ещё какие средства на позиции есть?
На объекте больше ничего, кроме дизеля.
Еще два АРП-75 на объекте АРП в нашем ведении.
[automerge]1613815074[/automerge]
И как часто вызывали (раз в год, раз в неделю.....)?
Когда как, раз в месяц в среднем. Летом при грозах чаще. Зимой реже. Хорошо, что у нас зима пол года)))
 

vdpavel

АО "Азимут"
Сообщения
10
Реакции
7
Баллы
3
Адрес
Челябинск
Всем привет. Подогрею немного интерес к нашему изделию. Как разработчик покажу процесс создания, тестирования и отладки основных устройств. Некоторые фотографии, немного внутренней кухни локатора.
Вся основная аппаратура размещена в одной стойке:
1613817319973.png
1613817671688.png

1613817286449.png

Первые тесты усилителей первичного канала на полную мощность (зеленые заплатки – заглушки от волноводов).

1613817930997.png

Внутри контейнера

Расположение блоков в стойке:
1613817543766.png

[automerge]1613819473[/automerge]
Трансивер ПРЛ/ВРЛ выполнен на одной плате и содержит около 2.5-3 тысяч элементов. Локатор выполнен по технологии SDR (software-defined radio) и содержит все необходимые для этого составляющие на плате трансивера. УВЧ, защита УВЧ, смесители, 3 гетеродина (2 на прием, 1 на передачу), ПЧ фильтры, АЦП, 16 каналов ЦАП-ов (8 комплексных сигналов), 8 квадратурных модуляторов, тактовый генератор, контроль всех возможных напряжений на плате (ок.60 штук), источники питания, процессор (FPGA+ARM), два хостовых USB 2.0 порта, 1 Гбит сетевой порт, GLONASS/GPS приемник для синхронизации времени, USB3.0 порт для связи с сервером, порт энкодера, отладочный порт для подключения линуксовой консоли. На передней части трансивера ПРЛ 8 выходов для УМ (ВРЛ трансивер 2 выхода), LAN, USB, HDMI (USB и HDMI фактически не используются). На задней части трансивера входы приемника верхнего и нижнего лучей, измерительные входы падающей и отраженной волны, выход тестового генератора, подключенного к контрольному диполю антенны, разъем энкодера и USB3.0.
1613819028414.png

Модель печатной плата трансивера.

1613819067305.png

Печатная плата трансивера ПРЛ в сборе со снятой крышкой.

1613819105748.png

Рабочая обстановка во время написания и отладки софта трансивера.

1613819148821.png

Проверка формирования посылки запроса в S-режиме вторичного канала. Идеально :). Интересно в этой ситуации то, что нам предложили взять для тестов этот прибор на пару недель именно тогда, когда я писал тестовый софт формирования посылок. Прибор отличный, хотя в итоге мы его не купили.
[automerge]1613819746[/automerge]
На первой макетной плате было около десятка разных доработок. Покажу мои любимые :)
1613819556263.png

перепутать сигналы RX и TX - это святое :)

1613819601983.png

Сверление многослойки. Процессор стартовал через раз. Выяснилось, что напряжение питания тактового генератора для процессора подается намного позже, чем он запускается. Поэтому пришлось задержать сигнал сброса процессора на время установления тактового сигнала.
[automerge]1613819892[/automerge]
Процессор трансивера – это FPGA + ARM ядро в одном корпусе. На ARM крутится полноценный линукс, который контролирует и управляет всеми модулями на плате. FPGA собирает данные с АЦП, энкодера и GPS, обрабатывает, упаковывает и отправляет через USB3.0 в сервер для дальнейшей обработки. Также FPGA занимается формированием сигналов для ЦАП-ов.
[automerge]1613825021[/automerge]
Усилители мощности выполнены также на единой печатной плате (жутко не люблю объемный монтаж с десятками разносортных платочек).
1613823689564.png

Печатная плата усилителя мощности вторичного канала до установки на радиатор.

Усилитель состоит из двух независимых каналов – канала запроса и канала подавления. Каждый канал выдает порядка 2 кВт пиковой мощности. Но канал запроса имеет значительно большую среднюю мощность, поэтому выполнен с применением 4х транзисторов способных выдерживать максимальную загрузку в S-режиме согласно требованиям ICAO. В верхней части платы расположен вторичный источник питания транзисторов. В нижней центральной части находится микроконтроллер, который управляет питанием и режимами работы транзисторов, ведет контроль температуры радиатора и скорость вращения вентиляторов. Обменивается с сервером по локальной сети. На каждом выходе устанавливается циркулятор для защиты транзисторов от рассогласования. Если выходной КСВ не в норме, то происходит мгновенное отключение вторичного источника с выдачей местной сигнализации и информации серверу. Плата устанавливается на радиатор, на котором также размещаются 3 вентилятора и первичный источник питания ~220 В-> 24 В 600 Вт, а затем вся эта конструкция в сборе в корпус.


1613823750473.png

Первичный усилитель мощности (один из первых образцов).

Первичный УМ выполнен как и вторичный на единой плате, на которой размещены вторичный источник питания и микроконтроллер. Импульсная мощность около 2 кВт. Максимальная длительность импульса – 100 мкс. Диапазон рабочих частот 2.7 – 2.9 ГГц.
На передней части УМ находятся входы (QMA) и разъем LAN, на задней выходной разъем (QN) и разъем 220 В. Во вторичном УМ также на задней стенке дополнительно находится разъем DB-9 для управления внешними ВЧ реле переключения комплектов.

Первичные источники питания в обоих типах УМ производства Meanwell.
[automerge]1613832382[/automerge]
Немного фотографий с испытаний

1613831970480.png

Подготовка к испытанию +40°С 80% влажности. В этой же камере проводят дождевание

1613832014317.png

Испытание проходило в феврале. Помню на улице было примерно -25°С.

1613832056855.png
1613832062858.png

Испытание в барокамере на пониженное давление. Шкаф в камеру входит только лежа.

1613832092057.png

На позиции в аэропорту г. Махачкала (еще не установлены молниеотводы)

1613832130698.png

Экспериментируем с углом наклона антенны ВРЛ.

1613832159945.png

Радуемся солнцу

1613832176214.png

Сертификационные испытания
[automerge]1613837661[/automerge]
Немного магии программных внутренностей ПРЛ

Для отладки и визуализации внутренних процессов обработки я написал программу PSR Scope. Программа позволяет в реальном времени видеть как происходит обработка сигналов. Скорость отрисовки, естественно, ограничена пропускной способностью канала и видеоадаптером. Например, на карте GTX1050 отрисовывется порядка 30-50 3D (в декартовой системе) кадров в секунду. Но видеокарте очень тяжело рисовать графики в полярных координатах, поскольку в них очень много поверхностей. Помимо реального времени можно визуализировать и записанные "сырые" данные. На один оборот приходится примерно 400 МБ необработанных данных. Поэтому такие данные можно сохранять лишь в ограниченном количестве.


1613834803503.png

Окно отображения параметров излучаемых импульсов (параметры в таблице на тот момент показывали какие-то условные единицы).
На верхних графиках отображаются форма сигнала (зеленая линия) и этот же сигнал после сжатия (красная линия). На нижних – квадратура этих сигналов.

1613834866069.png

Визуализация принятого сигнала после сжатия


1613834921019.png

Визуализация выхода системы СДЦ. Верхний график выход СДЦ для средней длины импульса на азимуте 97.2°.
Нижний график – амплитуда сигнала в развертке 360°

1613834986242.png

Карта помех

1613835036335.png

Выход модуля системы управления ложных тревог (СУЛТ). Нижний график – выделенные цели уже с учетом карты помех, СДЦ, фильтрации помех и т.п.

1613835081285.png

Выделение и обработка цели после СУЛТ. На скриншоте увеличенная цель на удалении 3446 у.е. (примерно 103 км) с азимутом 123.5°.

1613836466451.png

Здесь мы эксперимента ради наклоняли первичную антенну вниз. Как результат видно было цели в Каспийском море на удалении более 500 км. На третьем ходу луча собиралась пачка. При таком наклоне на втором ходу под определенными секторами было видно береговую линию Казахстана. Эту ситуацию можно увидеть только с помощью данной программы, т.к. все что дальше заявленных 160 км первички отсекается.

Еще одно интересное явление на картинке ниже
1613836911325.png

Здесь видно небольшое увеличение шума на выходе приемника по направлению к солнцу, когда оно находится у горизонта.
 
Последнее редактирование:

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
Молодцы, мужики! Рад за вас, что занимаетесь таким интересным и нужным делом! Спасибо за столь подробный рассказ, на досуге прочту внимательней, и своим техникам покажу, чтобы малость скорректировать сложившееся у них мнение о современном производстве у нас в стране.
Здесь видно небольшое увеличение шума на выходе приемника по направлению к солнцу, когда оно находится у горизонта.
Тоже в своё время наблюдал увеличение шума на выходе приёмников РЛС "Кама-Н" при направлении антенны на Солнце.
 

VIRGA

Эксперт
Сообщения
1 734
Реакции
293
Баллы
83
Браво!!! Какое наслаждение читать вменяемые статьи и видеть реальную работу с реальными результатами. Это Вам не никчемные Методические указания по подготовке к весенне-летней навигации слюнявить. Это то, что мы давно ждем.
Когда качество локатора подтвердит реальная эксплуатация, а я почему-то в это верю, вот тогда отпразднуем как следует.
 

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
Всем добра!
Похоже я "вспышку проспал": ЧРЗ "Полёт" вошёл в АО "Азимут"? То есть этот локатор, по сути дела, "Полётовский"?
[automerge]1613885164[/automerge]
Хотя нет, посмотрел сейчас сайты "Полёта" и "Азимута" - это разные предприятия. Следовательно у "азимута" в Челябинске своя производственная база.
 
Последнее редактирование:

vdpavel

АО "Азимут"
Сообщения
10
Реакции
7
Баллы
3
Адрес
Челябинск
Всем добра!
Похоже я "вспышку проспал": ЧРЗ "Полёт" вошёл в АО "Азимут"? То есть этот локатор, по сути дела, "Полётовский"?
[automerge]1613885164[/automerge]
Хотя нет, посмотрел сейчас сайты "Полёта" и "Азимута" - это разные предприятия. Следовательно у "азимута" в Челябинске своя производственная база.
Нет. В Челябинске у нас только НТЦ (научно-технический центр). Здесь мы занимаемся разработкой (наследие НИИИТ)
С "Полетом" мы никак не связаны.
 

vdpavel

АО "Азимут"
Сообщения
10
Реакции
7
Баллы
3
Адрес
Челябинск
Вывод радиолокационной информации.

Специально для тестов я написал вебовскую страничку, на которой цели накладываются на карту земли. По мне так бонусов от такого вывода куда больше, чем от двумерной проекции на темный экран с какими-то метками. Наглядно понятно где именно борт, сразу же можно посмотреть углы перекрытия, подстилающую поверхность: видеть как сигнал распространяется над водой и над сушей. Интересные моменты при прохождении береговой границы. Поскольку вторичная информация дает и третью координату (высоту), то и на карте вторичные отметки рисуются с учетом высоты. В первых версиях отметки различались только по цвету. Зеленые – первичные, коричневые – вторичные. На рисунках ниже видно два борта – один на взлет, второй на посадку. Первые рисунки сняты где-то на самых ранних стадиях работы с локатором пока не работали пороги, обработка похрамывала. В общем, было все убого :). Поэтому местами видно как терялся сигнал.
1614089237051.png

1614089198916.png


В более поздних версии я изменил форму и цвет отметок. Теперь вторичка рисуется ромбиками, первичка кругами. При этом коричневый цвет ромба – это работа с бортом в режиме S, синим – A/C. В первичке теперь цвет обозначает мощность сигнала. На рисунках ниже видно как меняется уровень сигнала проходящего борта. Видны минимумы и максимумы сигнала (влияние отражения от земли). Чем краснее точка, тем больше уровень сигнала. Первичные отметки на расстоянии более 20 км от локатора рисуются на фиксированной высоте (5000м), вторичные всегда на реальной. Поэтому если смотреть на трек сбоку кажется, что это две цели на разных высотах. В углу отображается вся доступная для выделенной отметки информация. Для первички – это дальность, азимут, время и уровень сигнала. Во вторичке добавляется высота и идентификаторы борта.
1614089306709.png

1614089348626.png


Здесь видно проходящий борт на высоте более 12 км. Как мы успели для себя заметить на такой высоте обычно летают бизнес-джеты.
1614089481707.png

1614089531000.png

[automerge]1614092409[/automerge]
Метео канал

За все время наблюдений удалось лишь однажды записать получасовое видео, когда шли дожди. И эти полчаса сжаты в одну маленькую гифку:
ezgif.com-gif-maker.gif

[automerge]1614097899[/automerge]
А теперь вопрос знатокам. Столкнулись вот с таким явлением
1614097447261.png

Периодически по экрану начинают расползаться вот такие интересные «червяки». Возможно птицы. Местные ребята нам сказали, что по утрам идет миграция птиц из города на помойку, а вечером в обратную сторону. Но иногда эти «птицы» улетают на 50 км в море. Дальше пропадает сигнал. По дате видно, что это середина августа. Если это птицы, то зачем им лететь в августе в сторону Казахстана через Каспийское море? Если это какие-то «ангелы», то почему такой точечный сигнал? Скорость по картинке примерно 50 км/ч. Судя по допплеровской скорости примерно так же. Что это? Может кто-то наблюдал на других локаторах? СДЦ здесь отключена. По видео https://disk.yandex.ru/i/4TLHj5gU9kpPrA видно, что это четко перемещающаяся цель.
 
Последнее редактирование:

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
Вывод радиолокационной информации.

Специально для тестов я написал вебовскую страничку, на которой цели накладываются на карту земли. По мне так бонусов от такого вывода куда больше, чем от двумерной проекции на темный экран с какими-то метками. Наглядно понятно где именно борт, сразу же можно посмотреть углы перекрытия, подстилающую поверхность: видеть как сигнал распространяется над водой и над сушей. Интересные моменты при прохождении береговой границы. Поскольку вторичная информация дает и третью координату (высоту), то и на карте вторичные отметки рисуются с учетом высоты. В первых версиях отметки различались только по цвету. Зеленые – первичные, коричневые – вторичные. На рисунках ниже видно два борта – один на взлет, второй на посадку. Первые рисунки сняты где-то на самых ранних стадиях работы с локатором пока не работали пороги, обработка похрамывала. В общем, было все убого :). Поэтому местами видно как терялся сигнал.
Посмотреть вложение 3056
Посмотреть вложение 3055

В более поздних версии я изменил форму и цвет отметок. Теперь вторичка рисуется ромбиками, первичка кругами. При этом коричневый цвет ромба – это работа с бортом в режиме S, синим – A/C. В первичке теперь цвет обозначает мощность сигнала. На рисунках ниже видно как меняется уровень сигнала проходящего борта. Видны минимумы и максимумы сигнала (влияние отражения от земли). Чем краснее точка, тем больше уровень сигнала. Первичные отметки на расстоянии более 20 км от локатора рисуются на фиксированной высоте (5000м), вторичные всегда на реальной. Поэтому если смотреть на трек сбоку кажется, что это две цели на разных высотах. В углу отображается вся доступная для выделенной отметки информация. Для первички – это дальность, азимут, время и уровень сигнала. Во вторичке добавляется высота и идентификаторы борта.
Посмотреть вложение 3057
Посмотреть вложение 3058

Здесь видно проходящий борт на высоте более 12 км. Как мы успели для себя заметить на такой высоте обычно летают бизнес-джеты.
Посмотреть вложение 3059
Посмотреть вложение 3060
[automerge]1614092409[/automerge]
Метео канал

За все время наблюдений удалось лишь однажды записать получасовое видео, когда шли дожди. И эти полчаса сжаты в одну маленькую гифку:
Посмотреть вложение 3061
[automerge]1614097899[/automerge]
А теперь вопрос знатокам. Столкнулись вот с таким явлением
Посмотреть вложение 3062
Периодически по экрану начинают расползаться вот такие интересные «червяки». Возможно птицы. Местные ребята нам сказали, что по утрам идет миграция птиц из города на помойку, а вечером в обратную сторону. Но иногда эти «птицы» улетают на 50 км в море. Дальше пропадает сигнал. По дате видно, что это середина августа. Если это птицы, то зачем им лететь в августе в сторону Казахстана через Каспийское море? Если это какие-то «ангелы», то почему такой точечный сигнал? Скорость по картинке примерно 50 км/ч. Судя по допплеровской скорости примерно так же. Что это? Может кто-то наблюдал на других локаторах? СДЦ здесь отключена. По видео https://disk.yandex.ru/i/4TLHj5gU9kpPrA видно, что это четко перемещающаяся цель.
Доброго дня!
Может это водоплавающие или морские птицы? Например, чайки, мартыны и др., они удаляются от береговой линии и садятся на воду или снижаются для кормёжки (ловли рыбы). Хорошо-бы у местных орнитологов проконсультироваться.
[automerge]1614407797[/automerge]
Диапазон рабочих частот 2.7 – 2.9 ГГц.
Диапазон частот более свойственный трассовым РЛС типа "Лира-Т" или 1РЛ-139. У аэродромных используются частоты в районе 1200 МГц. Чем обусловлен такой выбор?
[automerge]1614407860[/automerge]
Можете поделиться регламентом ТО на данное изделие? Интересно, что нас ждёт в будущем?
 

vdpavel

АО "Азимут"
Сообщения
10
Реакции
7
Баллы
3
Адрес
Челябинск
Доброго дня!
Может это водоплавающие или морские птицы? Например, чайки, мартыны и др., они удаляются от береговой линии и садятся на воду или снижаются для кормёжки (ловли рыбы). Хорошо-бы у местных орнитологов проконсультироваться.
[automerge]1614407797[/automerge]

Диапазон частот более свойственный трассовым РЛС типа "Лира-Т" или 1РЛ-139. У аэродромных используются частоты в районе 1200 МГц. Чем обусловлен такой выбор?
[automerge]1614407860[/automerge]
Можете поделиться регламентом ТО на данное изделие? Интересно, что нас ждёт в будущем?

Диапазон 1200 МГц скорее для трассовых локаторов актуален. Диапазон 2.7-2.9 ГГц - это меньшие габариты антенны и увеличенная разрешающая способность по азимуту.
Минимальный набор документации думаю в ближайшее время выложим.
[automerge]1615290837[/automerge]
Эти "червяки" появляются одномоментно или по очереди?
На картинке история сохранялась в течение 30 минут. Т.е. это накопленная информация. Червяки расползаются независимо друг от друга в разные стороны одновременно
 

Vasilich

Эксперт
Сообщения
612
Реакции
79
Баллы
28
Адрес
Юг Западной Сибири
Род занятий
инженер
Диапазон 1200 МГц скорее для трассовых локаторов актуален. Диапазон 2.7-2.9 ГГц - это меньшие габариты антенны и увеличенная разрешающая способность по азимуту.
Возможно. Но, к примеру, в АОРЛ-1АС частоты 1215-1279 МГц. Такие же были и в "Экран-85" и в ДРЛ-7СМ.
[automerge]1615351891[/automerge]
 

Похожие темы

Сверху Снизу