Доброго дня!
Вопрос защиты РЭС от непреднамеренных помех весьма специфичен, интересен и, я бы сказал, содержит в себе определённую долю азарта (как и любой поиск и охота). В настоящее время с ним тесно переплетаются вопросы пресечения незаконного использования воздушного пространства различного рода БПЛА (ДПЛА). Применительно к нашей деятельности эти вопросы хорошо раскрыты в докладе (презентации) начальника отдела РТОП и АС Южного МТУ Росавиации от 2019 года "Опыт выявления и локализации источников непреднамеренных помех средствам РТОП и АС, проблемные вопросы, профилактические мероприятия". Как следует из доклада, положительный опыт в этом направлении уже имеется в филиале "Аэронавигация Юга", где на оснащении имеется мобильная лаборатория "Муравей", предназначенная для выявления и локализации ИРИ.
Из своей прошлой деятельности могу сказать, что обращение в РЧЦ отнюдь не является панацеей. Стационарную постоянно существующую в эфире помеху они, конечно, находят. Причём, желательно, чтобы она фиксировалась их стационарными постами
)), а в заявке была указана точная частота -до единиц кГц. А вот с нестационарными периодически появляющимися по времени по случайному закону помехами совсем плохо, пока сам "носом не ткнёшь" - не находят.
Кроме этого, я считаю, что практика обращения Центра напрямую в РЧЦ и выполнение ими (как ФГУПом) работ по поиску помех на возмездной основе является некорректной. Наше предприятие ФГУП "ГК по ОрВД" находится на прямом частотном обеспечении МО РФ, работаем мы под "зонтиком" Росавиации (Федеральный орган исполнительной власти). Соответственно заявки на поиск мешающих ИРИ должны выдаваться МТУ Росавиации в территориальные Управления Роскомнадзора. А они, в свою очередь, обязаны поставить задачу подразделению "РЧЦ", который является аналогичным нам ФГУПом, работающим под "зонтиком" Роскомнадзора.
Кстати, в последнее время в нашем Центр, и, судя по оперативной информации, в некоторых других Центрах, часто фиксируются помехи на ЛККС (канал приёма навигационных сигналов от КНС ГЛОНАСС/Navstar) со стороны всевозможных "глушилок" навигационных сигналов, незаконно устанавливаемых водителями на автомобилях. Пока борьба с этими помехами носит бессистемный "партизанский" характер.
Для примера:
-22.01.21, а/д ......... 15.08 – 15.09 (0,02ч.) – сбой в работе оборудования ЛККС-А-2000 объект КДП. Отказ контроля целостности сигналов GNSS (GPS и ГЛОНАСС+GPS). Информация о сбое в работе ЛККС-А-2000 доведена до РПА а/д ........... Выявлен источник радиопомехи – устройство ("глушилка") подавления сигналов GNSS, установленное на автомобиль MAN рег. № Т. Сообщено в ЛОП а/п ..................., устройство изъято сотрудниками полиции.