Это дарвинская ошибка!))
Подтверждающая развитие и деградацию одновременно.
Развитие как стремление и здравая попытка приблизиться к современным нормам ИКАО.
А деградация - инертность и неповоротливость нашей отечественной системы в законодательной области. Бич которого заключается в постоянном перекопировании старой информации путем переноса в новую, при этом абсолютно бездумно.
Знаете сколько там подобных несрастух!
навскидку готов сходу около десятка назвать!
Только кому это надо???
Если коротко, то ответ на данный вопрос кроется в ВНТП советских лет, которые менялись, но об этом мало кто знает.
По уму АРП - это промежуточное звено между навигацией и наблюдением.
Но в современных условиях спутниковой навигации пеленг я это дань истории. Никто особо не пытается вникать в проблемы прошлого.
Хотя, Если копнуть в глубокую древность и обратиться к Руководству по проектированию объектов навигации и посадки и внимательно изучив ТУ на размещение старых и новых АРП, То там будут небольшие различия в требованиях по размещению.
Там Есть типовая схема Размещения средств аэродрома. И там сказано, что АФС АРП размещается на продолжении осевой линии и служит для вывода ВС на курс посадки на конечном этапе полета. В этом случае он расценивается как средство навигации.
В 80-х требования сами ВНТП поменялись, и АФС АРП было рекомендовано устанавливать на КТА аэродрома, т.е. максимально близко к позиции ОРЛ-А. В этом случае АРП считается дополнением к локатору, и служит средством наблюдения. Так что этот "якорь" тащится с 70-х годов.
А сам косяк в документах устранили криво (а точнее до сих пор пытаются) и только аж после 30 летней задержки!!!
Могу подробнее обосновать (без лирики) и со слайдами, так сказать, и ссылками на конкретные документы.
Данный пост можно обозвать одной фразой «ОШИБКА-2000»
А теперь собственно сама сказка:
Зная где установлен АРП (относительно оси ВПП и КТА аэродрома), - от того и меняется функция, а точнее предназначение самого АРП (либо это средство навигации или же средство наблюдения)
Чтобы наиподробнейше ответить на ваш вопрос надо кроме кривого ФАП 297 и ФАП 31 выключить мозг, а включить машину времени, и погрузиться в прошлое времен ЕБН и ГМС (это я так эпоху Ельцина и Горбачева называю).
Данное действо необходимо для того, чтобы вспомнить все рядышком стоящие НПА по теме вопроса, а именно:
1. ФАП-248 (2000г) «РТОП…» см. п.3.1.1, и 3.3.6 (сам ФАП ныне оменен)
2. ФАП-115 (2007) «РТОП…» см. 2.3 (ФАП также отменен)
3. ФАП-116 сертификация объектов ЕС ОрВД (приложения № 1 и 2) ФАП тоже отменен.
4. ВНТП-7-79/МГА (приложение 3 и 4)
5. РРТОП-1999 (тот что был отцом РРТОП-2000)
6. РРТОП-2000 (п.4.8.3) (статус – Х.З.)
7. ВСН 7-86 МГА (актуальный документ)
8. Нормы проектирования объектов УВД, навигации и посадки (п.3.37-3.41, + обязательное приложение №3).
9. Руководство по проектированию аэропортов МВЛ (см. раздел8, ну и Приложение 7)
10. Приказ МинПромТорга № 1219 от 30.12.2009 (глава VI, таблица 6, рис.6 ну и п 6.2.10)
11. ЭТД на средство РТОП – «АРП»: Руководство по эксплуатации АРП (РЭ).
Как видите не все так просто на первый взгляд!)))
ИТАК начнем по порядку:
ФАП 297 был введен для замены и обновления ФАПа 115. И уже еще тогда АРП относился к средствам навигации и посадки (см. п. 2.11). ФАП 115 жил одновременно и довольно дружно вместе с 31 ФАПом.
ОДНАКО до 115 ФАП действовал предыдущий НОРМАЛЬНЫЙ во всех отношениях РТОП-й ФАП, (ФАП 248 от 2000 года).
Дак вот, именно на том этапе (товарищи авторы - «Утвердаторы» и «Согласователи» откровенно (нисколько не побоюсь этого слова) - просрали аж (только вдумайтесь) целых (7!!!!!!) абзацев).
И с тех пор пошло-поехало. Как говорится, «традиционно сложилось!»
))
Обратите внимание, что уже там (в теле единственного абзаца) нет ни требований ни рекомендаций к размещению АФС на летном поле, относительно оси ВПП или ее торца!
Так что не стоило уповать на то, что в ФАПе 297 данный «косяк» устранят, но увы этого не произошло, и п.2.13 ФАПа297 буква в букву повторяет предыдущий (неполноценный и кастрированный ) материал прошлых лет в объеме все того же единственного абзаца!((
Для информации: по структуре описания других средств наблюдения, вторым и третьим подпунктами (абзацами) идет требование на обязательное (или рекомендательное) наличие этого средства, а потом уже те самые условия и рекомендации по размещению АФС на позиции, относительно ВПП аэродрома и привязкой к юстировке.
Теперь обратимся к коллегам из экспериментальной авиации и сравним материал их «Устава» (
http://base.garant.ru/197969/6/#block_600) с нашим шедевром!))
там в VI главе есть то, чего нет у нас:
- 1. требования и рекомендации по координатной (геодезической, топографической) привязке на местности всех средств РТОП (т.е. более конкретно и более расширенно, нежели у нас в ГА).
- 2. Типовая схема размещения радиотехнических средств аэродромов экспериментальной авиации. В ГА, к сожалению, подобный документ имеется, но увы немного устаревший (требующий достаточно большого количества дополнений) и совершенно в другом источнике (об этом речь пойдет ниже).
- 3. Таблица по оборудованию аэродрома в целях обеспечения его необходимого минимума посадки. (у нас же в ГА до этого дойдут дай бог еще лет через 10, ибо ФАП 116 (с его Приложением №1 и 2 ) отменили).
- 4. Сами требования по размещению АФС АРП указаны в п. 6.2.10. (в наших ФАПах, как говорилось ранее, про этот моент откровенно забыли ну или «Забили»).
До уровня "военных" (таких же требований по оборудованию аэродромов средствами РТОП государственной авиации) мы пока еще не ныряли. Не исключаю, что и там будут не менее приятные разочарования относительно наших ФАПов по линии ГА.!)))
В другом документе
РРТОП-2000 (до РРТОП-1999 руки не дошли пока, каюсь) есть (были) пара пунктов, а точнее примечаний к п.4.8.3 (по наземным проверкам средств РТОП), и они (примечания) касались юстировки АФС АРП в зависимости от обслуживаемых каналов связи
а.
ПОСАДКА, КРУГ и ПОДХОД – по магнитному меридиану.
б.
РЦ, РСБН, РМА, РМД – по истинному меридиану.
Не знаю как у кого, но в ЭТД на наш (старый АРП-80) и новый (взамен старого) RDF 734 пеленгаторы есть ссылки в РЭ на схему размещения объектов УВД радионавигации и посадки, согласно
ВНТП-7-79/МГА (приложение 3 и 4).
Согласно требований к АРП в представленном документе
радиопеленгатор не может быть установлен в КТА аэродрома. Но когда это было??? дела давно минувших дней, приданье старины глубокой.
Времена идут, а про беднеький АРП забыли напрочь!((
Но наш новый АРП как раз стоит по другому «ФЕН-ШУЙ».
Т.е. выносной пункт АРП (АФС на позиции) расположен совместно с ОРЛ-А.
Что, в свою очередь, соответствует условиям и требованиям действующего (более позднего и ныне актуального) документа в данной области -
ВСН 7-86 МГА (ведомственные строительные нормы проектирования объектов УВД, радионавигации и посадки).
http://law.rufox.ru/view/19/93004600.htm
Ниже представлена выписка из ВСН-7-86 МГА по АРП:
Автоматический радиопеленгатор (АРП).
3.37. На аэродромах, не оборудованных системой инструментального захода на посадку или оборудованных только с одного направления, установку АРП, работающего на частоте канала авиационной воздушной связи "посадка", следует предусматривать, как правило,
на продолжении оси ВПП, в районе БПРМ, при этом антенная система юстируется с учетом магнитного склонения.
3.38. Радиопеленгаторы, предназначенные для работы на каналах авиационной воздушной связи
посадки, круга и подхода, как правило, должны устанавливаться рядом с ОРЛ-А, при этом антенная система юстируется с учетом магнитного склонения.
3.39. Многоканальные радиопеленгаторы, предназначенные для использования на каналах авиационной воздушной связи РЦ, должны устанавливаться в районе ОРЛ-Т, при этом антенная система юстируется с учетом магнитного склонения. В показания индикатора пеленга АРП при работе на каналах авиационной воздушной связи РЦ вводится поправка, соответствующая магнитному склонению.
ДЦВ радиопеленгатор должен устанавливаться в аэропортах, где в РЦ ЕС УВД организован сектор В.
3.40. Участок АРП следует размещать с учетом следующих требований:
уклон местности должен быть не более 1:50 (0,02) в радиусе 100 м;
расстояние от антенной системы радиопеленгатора до различных сооружений и местных предметов должно быть не менее указанного в
обязательном приложении 5 и рекомендуемом
приложении 8.
Минимальные расстояния от ДЦВ радиопеленгатора до сооружений и местных предметов приведены в рекомендуемой
приложении 9.
Уклон местности вблизи ДЦВ радиопеленгатора в радиусе 1000 м не должен превышать +0,02.
3.41. При установке нескольких одноканальных АРП на одном участке расстояние между антеннами радиопеленгаторов зависит от типов радиопеленгаторов и должно быть не менее 25 м.
Схема размещения и размеры участка ДЦВ радиопеленгатора приведены в рекомендуемом
приложении 10.
Вывод один - налицо деградация отечественных бумажников!)))
А положиться (с полным доверием) нужно на нормы ИКАО.
А у нас все свое, кривенькое, недоделанное, но свое)))
НАДЕЮСЬ НЕ УТОМИЛ и ДОХОДЧИВО ОБЪЯСНИЛ?)))